Крестовые походы - Drang nach Osten Причина появления статьи на сайте http://omolodit.ucoz.ru В 1190 году в Сирии рядом с крепостью Акка немецкие участники третьего крестового похода (1189–1192 г.) учредили госпиталь. 5 марта 1196 года за успехи немецких крестоносцев Папа Римский Климент III преобразовал госпиталь в духовно-рыцарский орден. Его латинское название – Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum (Орден дома святой Марии Тевтонской), немецкое – Deutscher Orden. Члены Тевтонского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали 3 традиционных монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности. Интересно, что вкладывали в те времена в эти понятия? И как в сословной Европе можно было быть и монахом и рыцарем? Члены ордена полностью зависели от папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь власти тех государей, на территории которых находились их владения (к вопросу о бедности). Цель монашеского подвига, как внушают нам христианские богословы, – достижение действием Божией благодати духовной чистоты, беспорочности и полного предания себя воле Божией через аскетический подвиг, совершаемый каждый день на протяжении всей жизни. Но уже в период образования Тевтонского ордена редко кто относился серьезно к тому, что монах должен лишать себя радостей земной жизни, чтобы побеждать искушения плоти и дьявола и достичь благодати Духа Святого. Т.е. лицемерие - основа европейской культуры. 19 февраля 1199 года Папа Римский Иннокентий III своей буллой пожаловал ордену автономию с собственным уставом.А в 1221 году папа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет и индульгенции, которыми обладали более старые ордена: иоаннитов и орден Тамплиеров. На этом подготовительные мероприятия закончились, и приступили к основной работе, ради которой и создавался орден. Примерно с 1215 года по инициативе папы римского Иннокентия III германские феодалы форсируют проникновение на восточное побережье Балтийского моря под предлогом христианизации языческого племени пруссов. В наше время повсюду распространяют демократию. Еще в 1201 году епископ Альберт основал город Ригу и учредил с благословения того же Иннокентия III духовно-рыцарский орден меченосцев, или Ливонский орден. С того времени в Прибалтику начали стекаться рыцари со всей Европы. Развернулись кровавые операции по обращению в католичество местного населения (племен куров, пруссов, ливов, эстов). 26 марта 1226 года император Священной Римской империи Фридрих II выдал Тевтонскому ордену Золотую буллу - разрешение для свободы действий в Пруссии, куда устремились крестовые походы немецких рыцарей. Булла предоставила автономию (фактически независимость) рыцарям Ордена, передав им в собственность все осуществлённые или потенциальные завоевания на землях пруссов.Так началось покорение пруссов – группы племен, издревле населявших южное побережье Балтийского моря между нижним течением рек Вислы и Немана. Известный монархист, немецкий писатель Август Коцебу, которого нельзя обвинить в симпатиях к славянам, писал о тевтонских рыцарях: «Нельзя без содрогания читать описания всех зверств, которые крестоносцы совершали над несчастным народом. Приведем только один пример. Еще в конце XIV века, когда Пруссия была полностью покорена и усмирена, великий магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на кумерляндского епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства» (Коцебу А Древняя история Пруссии. Рига, 1808). Почти за 50 лет Тевтонский орден в ходе истребительных войн покорил все прусские земли. У Польши забрали не только Хелминьскую землю, но и Восточное Поморье. Постоянными объектами экспансии тевтонских рыцарей стали Добжинская земля и даже Куявия. Крестоносцы представляли также большую опасность для Литвы и северо-западных русских земель. Под постоянным натиском ордена была и западная часть литовской Жемайтии (Жмуди). 1261 год — после поражения тевтонских рыцарей в сражении с литовцами пруссы подняли восстание против крестоносцев. Выступления пруссов прокатились по всей Прибалтике, и лишь в 1283 г. ордену удалось окончательно покорить это гордое и свободолюбивое племя. Чтобы удерживать господство над Прибалтикой, крестоносцы продолжали беспощадно истреблять всех, кто пытался оказывать им хоть малейшее сопротивление. Вот, к примеру, как описывает «Хроника Ливонии» поход крестоносных завоевателей: «И разделилось войско по всем дорогам и деревням, и перебили они повсюду много народа, и преследовали врагов по соседним областям, и захватили из них женщин и детей в плен, и, наконец, сошлись вместе у замка. На следующий и на третий день, обходя все кругом, разоряли и сжигали, что находили, а коней и бесчисленное множество скота угнали с собой… Многие язычники, спасшиеся бегством в леса или на морской лед, погибли, замерзши от холода» (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. 2-е изд. И. – Л., 1938, с.124–125). 1236 год — большое войско тевтонцев вторглось в ливонские земли, предав их огню и железу. Но крестоносцев опрокинули воины объединенного Литовского государства. В 1237 году после этого события Тевтонский орден объединился с Ливонским орденом. Магистру тевтонцев (получившему титул великого магистра – гроссмейстера) подчинился магистр Ливонского ордена (который в дальнейшем стал называться ландмейстером). Так объединив свои силы, германские рыцари начали готовиться к новому «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»). Тевтонский орден имел могущественных покровителей: папу римского и германского императора, которые всегда были на стороне крестоносцев во всех их столкновениях не только с недавней языческой Литвой, но и с давно уже христианизированной Польшей. Вступив в союз со шведскими феодалами, Тевтонский орден начал угрожать Пскову и Новгороду. «Укорим словеньский язык» – таков, по словам летописца, был лозунг тевтонцев. Римские папы давно мечтали о мировом господстве, и особенно манила их Русь с ее неисчислимыми богатствами. Поработив ливов, эстов и пруссов руками тевтонцев, католическая церковь протянула свои щупальца и к Руси. 1240 год, июль — в Финском заливе неожиданно появилась шведская флотилия, которая, пройдя по Неве, стала в устье Ижоры. Утром 15 июля русское войско под предводительством новгородского князя Александра Ярославича напало на шведов и молниеносным ударом разгромило их. В этой знаменитой битве, за победу в которой Александра назвали «Невским», русский князь, как повествует летопись, «самому королю возложи печать на лице острым своим мечом». Борьба со шведскими захватчиками была, однако, только составной частью обороны Руси. 1240 год — тевтонские рыцари при помощи датских феодалов захватили город Изборск, а затем и Псков, после чего появились поблизости Новгорода. Александр Невский разбил рыцарей под Псковом, вторгся в их владения, «землю ордена пожже и повоева, и полона много взя, а иных иссече». А 5 апреля 1242 года состоялась историческая битва против крестоносцев на Чудском озере, получившая название Ледового побоища, в ходе которого одних только рыцарей было убито 500 и 50 тевтонцев попало в плен. «И бысть та сече зла и велика, и треск от копий ломления и звук от мечного сечения… и не бе видети льду, покрыто бо все есть кровию». Победа над крестоносцами на Чудском озере имела огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Благодаря Ледовому побоищу был положен предел грабительскому продвижению тевтонцев на Восток. Конец XIV–начало XV столетия были временем расцвета военного могущества тевтонского ордена, который получал большую помощь от западно-европейских феодалов и папы римского. В борьбе против этой грозной силы объединились польские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Польшей и Литвой – с другой, снова вспыхнула война, которая получила название Великой. Решающая битва между армией Тевтонского ордена и польско-литовско-русскими войсками произошла 15 июля 1410 года под Грюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы – Танненбергом). Под предводительством великого князя Литовского Витаутаса были разгромлены основные силы тевтонцев. Это положило конец экспансии немецких феодалов и крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет. Эпохальное значение битвы, в которой погибли гроссмейстер Ульрих фон Юнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в том, что была сломлена военная и политическая мощь Тевтонского ордена, развеяны их планы господства в Восточной Европе. Тевтонские рыцари не смогли больше оправиться от нанесенного поражения. Напрасно орден искал помощи у папы и у вселенских соборов, которые в это время старались укрепить расшатанный авторитет католической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших городов Тевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться от политической самостоятельности. По Торунскому миру 1466 года Польша получила обратно поморские земли с Гданьском, Кульмскую землю и часть Пруссии. Остальные земли, оставшиеся за орденом, стали вассальными владениями Польши. Гроссмейстер тевтонцев обязался приносить присягу польскому королю и лишился права самостоятельно заключать союзы и объявлять войну. В первой четверти XVI столетия в истории Тевтонского ордена развернулись интересные события. 1525 год, 2 апреля — гроссмейстер тевтонцев Альбрехт Гогенцоллерн въехал в Краков – столицу Польши в белом плаще «священного воинства», украшенном черным орденским крестом, а уже 8 апреля подписал с Польшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии, находившейся в вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда. По этому договору все старые привилегии, которые были у тевтонцев, утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства оставались в силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехт принес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10 апреля 1525 года родилось новое государство. Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовала Пруссия. 1834 год — орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачами в Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называться хохмейстером), а вскоре де-факто и в Германии, хотя официальные орденские власти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельность только после окончания второй мировой войны, ибо братья-рыцари преследовались при нацизме.
| |
Просмотров: 300 | |
Всего комментариев: 0 | |